Как не попасть на уловки

К отчетам страховых компаний о прибылях и убытках можно добавить ещё один - о способах обвести вокруг пальца автострахователя.

Подобно Остапу Бендеру, который знал 400 “сравнительно честных способов отъёма денег” у населения, современные страховые компании соревнуются в построении всевозможных препятствий на пути автовладельца к своей страховой выплате. Как не попасться на уловки страховых компаний? Очень просто - знать свои права и пользоваться этими знаниями. Мы решили разобрать пять основных хитростей страховых компаний, которые появились не так давно и только набирают обороты в 2014 году. Комментирует ситуацию президент Ассоциации по защите автострахователей Максим Ханжин.

Уловка №1. Головной офис и центр урегулирования убытков перенесли за сотню километров от города.

Эта простая и очень “эффективная” идея пришла сразу нескольким автостраховщикам. “Росгосстрах”, например, из Новосибирска переехал в областной городок Каргат, до которого от Новосибирска почти 200 км. Екатеринбургское отделение “Альфастрахования” решило снять новый офис в городе Серове, расстояние до которого уже более 350 километров. Расчет страховщиков прост - автовладельцам будет лень ехать в центр урегулирования убытков или же ущерб автомобилю будет будет незначительным и выплата не окупит даже бензин, который потребуется на дорогу в несколько сотен километров.

Что делать?

1. Необходимо провести независимую экспертизу повреждений автомобиля. На экспертизу надо пригласить представителя страховой компании и даже виновника (если вы считаете, что ущерб будет значительно выше 120 тыс. руб.). Сделать это можно телеграммой за 3 дня (если виновник и страховщик в вашем городе) или за 6 рабочих дней (если они иногородние).

2. После получения независимой экспертизы отправляем весь комплект документов в отделение страховщика почтой и ждём 30 дней. Не забываем оставить себе заверенную копию.

Если в течение отведенного срока в 30 дней страховщик не выплатит страховое возмещение, можно обратиться в суд, увеличив сумму требований на 50 % в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей. Ехать за три-четыре сотни километров до офиса страховой не нужно. Достаточно отправить документы почтой. Если выплату не осуществят в течении 30 суток - получите бонус в виде 50% суммы выплаты.

Уловка №2. Отсутствие страховой истории в базе данных

Введение единой базы банных АИС ОСАГО ждали с особым нетерпением. Ещё бы, она хранит всю историю страховых случаев всех автовладельцев России и с её помощью можно рассчитать бонусы и скидки, которые полагаются страхователю в случае многолетнего безаварийного вождения. Очевидно, что давать скидки страховым компаниям не очень-то хочется и они “теряют” наши имена и фамилии в этой базе.

Что делать?

1. При смене страховой компании просить у своего страховщика справку об имеющемся КБМ.

Скоро единая база АИС КБМ будет содержать информацию о всех автовладельцах и страховщикам уже не удасться увильнуть от полагающихся бонусов.

Уловка №3. Навязывание страховки

По статистике Ассоциации по защите автострахователей не менее 20 страховых компаний грешат “впариванием” дополнительных услуг, без которых купить полис ОСАГО, якобы, купить невозможно. При этом стоит отметить хитрость страховой компании - жертвами допуслуг, как правило, становятся владельцы дорогих автомобилей, потому как переплата в тысячу-другую рублей для них не кажется такой уж значительной.

Что делать?

1. Жестко отказываться от допуслуг и напомнить менеджеру, что страховая компания обязана продать вам полис ОСАГО, даже если вы больше ничего не приобретаете.

2. Если менеджер всё же отказывается продать вам полис или начинает завышать цену, лучше вовсе отказаться от услуг этого страховщика.

Практика навязывания дополнительных страховых продуктов в момент обращения клиента за приобретением полиса ОСАГО получила широкое распространение в 2013 году. К сожалению, какого-либо действенного и эффективного метода борьбы с навязыванием страховок пока не существует, но, если у автовладельца есть доказательства навязывания ему допуслуг, можно смело обращаться в прокуратуру.

Уловка № 4. Ваш техосмотр недействителен

Очень популярная сейчас уловка. Менеджер страховой компании заявляет, что не видит вас в единой базе ЕАИС ТО, а значит у вас нет техосмотра, но вы можете его пройти по “сходной” цене в автосервисе-партнёре этой страховой. Без техосмотра менеджер отказывается продать вам полис ОСАГО.

Что делать?

1. Все сервисы, осуществляющие технический осмотр, обязаны вносить соответствующую информацию в единую базу данных в течение 15 дней. Ваши данные обязаны там быть.

2. Если менеджер настаивает, что их там всё же нет, покажите ему диагностическую карту. Страховая обязана продать вам полис ОСАГО, если вы её предъявите.

О подобных случаях рекомендуем сообщать в РСА для принятия ими соответствующих мер, направленных на предотвращение подобных случаев. “Эпидемия” закончившихся бланков, похоже скоро захлестнёт всю Россию, если прокуратура и Роспотребнадзор не предпримут решительных действий.

Уловка №5. Ой, а у нас закончились бланки

Сами страховщики признаются, что ОСАГО для них не очень-то выгодна, но они обязаны предоставлять такую услугу. Зачастую у них случаются некоторые казусы, из-за которых они отказывают в продаже полиса ОСАГО. Самой популярной причиной декабря 2013 года стало отсутствие соответствующих бланков. Жалобы автовладельцев потекли рекой из Архангельска, Приамурья, Первоуральска, Волгограда Екатеринбурга и других городов. Прокуратура и Роспотребнадзор уже занимаются проблемой, но, похоже, страховщики “вовсе потеряли страх”.

Что делать?

1. Писать заявление о покупке полиса ОСАГО и предоставлять его страховщику. Если страховая компания отказывается продать полис, требовать письменного ответа и идти с этим ответом в вышеупомянутые организации.

2. Отказаться от услуг этой страховой компании.

В заключение договоров ОСАГО отказывают в «Росгосстрах», «Альфа-страхование», «Цюрих», ВТБ-«Страхование», «Северной казне». Многое зависит от готовности автовладельцев бороться за свои права, а не замалчивать проблему.

М. Ханжин 

422 просмотра

Комментарии