Полк Пугачёвского военного училища. Небо навсегда

 

Небо навсегда

 

В  1946 году Саратовская военная авиационная школа перебазируется в г. Пугачёв. На её базе 30 августа 1949 года был сформирован первый учебный авиационный полк Пугачёвского военного планерного училища ВДВ. А в 1952 году из него был сформирован 626-ой учебный авиационный полк вертолётов МИ-4   4-х эскадрильного состава.

Это первое учебное заведение в стране, которое, по сути, открыло дорогу новому виду авиации – вертолётной.

«Следует отметить, что сами по себе полёты на вертолёте того времени , как на совершенно новом типе летательного аппарата, представляли большую сложность.  К тому же МИ-4, поступившие в училище, не успели ещё пройти войсковых испытаний в лётных частях,  так как вертолётов в частях ВВС в те времена  просто не существовало.

Образно выражаясь, из «творческой лаборатории» эти новые диковинные машины после заводских испытаний сразу же поступили в наше училище, где они  с одновременным освоением постоянным составом проходили фактически и свои первые войсковые испытания. Поэтому сложности встречались на каждом шагу. Всё приходилось делать впервые. Ещё не была выработана методика в экстремальных  случаях в полёте, не было много того, без чего сегодня полёты на вертолёте не мыслимы. Не было не только учебников и пособий, но и даже постоянных инструкций по эксплуатации вертолёта. Обучались по временным указаниям конструкторского бюро.

На первых порах приходилось трудно. Техника нередко отказывала. В училище даже постоянно  жили заводские бригады, предназначенные для устранения выявленных недоработок. Дважды для изучения отказов и анализа их причин в училище приезжал сам конструктор  МИ-4 М.Л. Миль. Но мы задачи свои понимали правильно и делали всё для их успешного решения. С подготовкой курсантов торопили. Уже началось формирование первых вертолётных частей и подразделений и будущих выпускников Пугачёвского авиационного училища там ждали с нетерпением.

Первоначальное обучение курсантов проходило на самолёте ЯК-18 с общим налётом 50 часов, а затем курсанты переходили к полётам на вертолёте  МИ-4, на котором налёт каждого из них составлял 40 часов. Работа с курсантами проходила с большим напряжением моральных и физических сил. Каждому полёту, каждому лётному дню предшествовала тщательная, кропотливая подготовка всего личного состава. Высокие требования предъявлялись к организации и дисциплине на полётах. Малейшее отступление от законов лётной жизни рассматривалось в полку как чрезвычайное происшествие. Общеизвестно, что в авиационных подразделениях  всякое проявление недисциплинированности, безответственности отдельных лиц может стать причиной лётных происшествий. В условиях освоения качественно новой  авиатехники,  это было тем более опасно», – вспоминает полковник в отставке В.И. Гатовский.

Шли годы. Немало было славных страниц в истории полка –  одной из лучших в стране кузнец лётных кадров. К сожалению, в 2011 году полк был расформирован, а на его месте для сохранения имущества  –  создана  военная авиационная комендатура.  Но городу, который призван стать колыбелью  лётчиков, никак нельзя без полка. Привычным и необходимым  стал рёв вертолётов  в Пугачёвском небе.

На сегодняшний момент пакет документов по планам возрождения полка находится на рассмотрении в Правительстве РФ. По предварительным данным, в 2016 году на прежнем месте будет сформирован учебный полк для подготовки курсантов-вертолётчиков.

30 августа, – 65 лет со дня образования нашего полка. Этот день выдался на удивление погожим и солнечным. Возложение цветов к памятнику Воину-освободителю, участникам локальных боевых действий, оружейный салют, посещение Дома-музея В.И. Чапаева – стало началом этого памятного дня. Около 150-ти ветеранов ВВС, молодых курсантов, жён, детей, внуков военных собрались в городском парке, чтобы отпраздновать этот праздник. Приехали гости из Сызрани, Самары, Саратова. Небо всколыхнул рёв моторов вертолёта. Ещё через мгновение гости смогли увидеть в небе  два МИ-2, на которых гордо развевался флаг Российской Федерации и ВВС. Пилоты этих машин – члены  всемирно известной команды пилотов сборной команды Вооруженных сил РФ по вертолетному спорту ЦСКа. Ребята являются неоднократными чемпионами Мира и Европы по вертолётному спорту. Они продемонстрировали ряд фигур высшего пилотажа: «зеркальный полёт», «боевой разворот на горке», «мёртвую петлю» и др. Пилоты: заслуженный мастер спорта В.В. Дегтярь и  Мастер спорта Международного класса П.В. Васильев  действовали под руководством С.Ф. Дуплякина.  Был момент, когда  один из вертолётов опустился настолько низко, что ведущий смог достать с его борта два букета роз. Один из них был подарен главе района М.И. Никулиной, второй – директору СОШ №3 О.Д. Бордуновой за вклад в подготовку молодых кадров для дальнейшей службы в лётных училищах страны. Именно в СОШ №3 впервые в Пугачёве был открыт кадетский класс, большинство выпускников которого стали курсантами Сызранского лётного училища.

На сцене возле реки  артистами Городского дома культуры был организован замечательный концерт, на котором чествовали ветеранов –лётчиков С. Д. Белова, А.А. Болышова, В.А. Смирнова и др. Медали семьям членов экипажа МИ-24 С.В. Сафонова, И.А. Карташова и Р.Р. Хубеева, погибших в ужасной катастрофе 3 февраля 2009 года близ с. Надеждинка, вручил председатель Пугачевского отделения ВОО «Боевое братство» А.Ю. Швечихин.

Организационный штаб по подготовке к мероприятию   состоял из инициативной группы в составе людей, всю свою жизнь посвятивших небу: Д. И. Кятвиртиса, Г.Т. Ахметова, А.В. Фомина и С. Д. Белова.   Помощь в организации праздника оказали: депутат пугачёвского районного Собрания  П.А. Артёмов, секретарь пугачевского местного отделения партии «Единая Россия» В. А. Трофимов, глава районной администрации С.А. Сидоров и ветеран ВВС Д.И. Кятвиртис.

 

 

 

 

                           С. Гурьянова

3089 просмотров

Комментарии