Славные страницы полка

 

 

Год две тысячи четырнадцатый насыщен разными значимыми событиями, как в жизни страны, так и в жизни нашего маленького городка в целом. В этом году исполняется 250 лет со дня рождения нашего города, и  в преддверии этой знаменательной даты проводятся конкурсы, мероприятия, различные конференции. Мы тоже не могли остаться в стороне и посвятили этому событию свою исследовательскую работу, которую осветили на I Зональных  юношеских гуманитарных чтениях, посвященных 290-летию со времени возникновения Российской Академии наук, которые были организованы на базе СОШ №13 в один из весенних дней.  С темой исследовательской работы «Славные страницы Пугачевского полка. Незаконченная история …»  по  направлению «История Саратовского края» выступил ученик 8 класса ООШ № 4 Абузяров Эмиль. Он уже второй год является экскурсоводом школьного музея. Ведет большую краеведческую работу. Тема работы выбрана  неслучайно, поскольку для нас, пугачевцев, она актуальна. С этим согласились и члены жюри, высоко оценив представленную работу – Эмиль  награжден дипломом I степени. Кроме того в августе нынешнего года исполняется 65 лет полку, поэтому хотелось бы на страницах газеты рассказать о славных страницах истории расформированного 626 учебно - вертолетного полка, сыгравшего важную роль в становлении авиации нашей страны, а также о людях, посвятивших себя служению Отечества. Ведь более чем за полвека существования полк подготовил не одну тысячу профессиональных военных!
В начале 1946 года  Саратовская военная авиационная планерная школа перебазировалась в Пугачевское авиационное планерное училище ВДВ. Была проделана огромная работа по обустройству и созданию учебной базы, что позволило в 1947 году приступить к обучению курсантов на новом месте. Первоначальное обучение курсантов проводилось на самолетах ПО –2, а затем на планерах А-2 и Г-11. Первый учебный полк Пугачевского военного авиационного планерного училища ВДВ сформирован 30 АВГУСТА 1949 ГОДА. С начала 50-х годов Пугачевское училище  переводится на другой профиль обучения. Впервые в стране переходили на подготовку курсантов на новом летательном аппарате – вертолете. Эту трудную и нелегкую задачу поручили Пугачевскому авиационному училищу,  и в июне 1952 года из первого учебного авиаполка был сформирован 626 учебный авиационный полк вертолетов МИ-4. Следует отметить, что сами по себе полеты на вертолете того времени представляли большую сложность. Не было не только учебников и пособий, но и даже постоянных инструкций по эксплуатации вертолета. Обучались по временным указаниям конструкторского бюро. В 1954 году командование училища готовило спецгруппу в особо важную командировку в целях проведения операций по обслуживанию полигона в Семипалатинске. Полеты выполнялись в интересах Московского института Геофизики Земли. Директором был академик Курчатов И.В. Для руководства института и Семипалатинского полигона вертолеты оказались большой находкой. Они мобильно решали многие вопросы научного и технического назначения, благодаря особым летно-техническим данным. Во второй половине 50-х годов XX века в нашей стране начинается активное проникновение в космос: запуск спутников земли с научной аппаратурой, биологическими объектами и, наконец, полет первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина. В операциях «космос» участвовали летчики  Ю.П.Митин, Ю.Л.Черняев, Б.С. Прияткин, С.А. Ристивоевич. Старший лейтенант Митин  обеспечивал приземление всемирно известной Лайки. За выполнение этого задания он награжден орденом «Красной Звезды». Майор С.А.Ристивоевич, правый летчик Суслов участвовали в обеспечении приземления Ю. А. Гагарина. Капитан Ю. А. Черняев принимал участие  в поиске места приземления Г.С.Титова. Серьёзным испытанием для нашего полка с 1979 г. по 1989 г. стал Афганистан. В сложных условиях высокогорья и пустынь лётчики выполняли свой воинский и интернациональный долг. Многие стали героями Советского Союза. В память о воинах-интернационалистах в Пугачеве установлена стела. На ней высечены имена героев, погибших при выполнении воинского долга в республике Афганистан. В истории полка людей мужественных и сильных духом было немало. Хочется рассказать о людях, которые стали настоящими героями невоенного времени.

3 февраля 2009 года стала черной датой для города Пугачева. В этот день боевой вертолет Ми-24 потерпел крушение в восемнадцати километрах от Пугачева, в районе села Надеждинка. У экипажа была задача: вылететь в зону пилотирования. Командиром экипажа был Илья Карташов, инструктором - летчик Сергей Сафонов и бортовым техником Ринат Хубеев. «Сильные вибрации, попытаюсь «отбить конус», - последние слова, которые услышали руководители полетов от экипажа. Через четыре минуты вертолет исчез с радаров – потерял управление и рухнул на землю. Известно, что экипаж до последней секунды уводил вертолёт подальше от населённого пункта. Погибшие были награждены Орденом мужества посмертно. Все три летчика были коренными жителями нашего города. Глубокой болью было потерять таких людей. Тем более Рината Хубеева знаем не понаслышке.  Ринат Рашитович Хубеев родился в Пугачеве в 1976 году, учился в нашей школе. Окончил Кировское военное авиационно-техническое училище. По словам коллег он исключительно добросовестно относился к обслуживанию авиационной вертолетной техники.  Был доброжелательным и отзывчивым человеком. В прошлом году, к 100 – летию ВВС, экскурсоводами школьного музея собран богатый материал о выпускнике Хубееве Ринате Рашитовиче. Учащиеся посетили его семью, слушали рассказ жены, рассматривая фотографии их семьи. Воспоминание о произошедшей трагедии всколыхнуло, растревожило сердца. В школьный музей переданы фотографии, личные вещи летчика (кобура от пистолета, грамоты, медали, часы, которые были на руке в момент гибели), а также Указ о награждении Орденом Мужества. Архивные материалы музея 626 УВП, в которых освещена вся его славная история, не дадут забыть о том, что именно отсюда, из Пугачёва, в конце 50-х-начале 60-х годов прошлого века отправлялись экипажи на оказание помощи населению, попавшему в зону потопления, а в 1961-м – на поиск космонавтов. И то, что наши офицеры с честью исполняли свой воинский долг там, куда их посылала Родина – в Афганистане, Анголе, Алжире, Чечне. 36 вертолётчиков участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вертолётный полк был неотъемлемой частью и достопримечательностью города, с него начиналась вертолётная авиация России, он имел многочисленные заслуги. Эта была мощная база для подготовки курсантов в управлении винтокрылыми машинами Ми-8 и Ми-24. Сейчас аэродром – пустое поле, на котором скудно стоят несколько вертолетов, напоминая о недалеком прошлом. То, что когда – то для обороны нашей страны было нужным – перечеркнуто в одночасье. Стране, Министерству обороны, оказалось, уже не нужны такие специалисты, если эти меры были приняты в отношении  Пугачевского полка (кстати, единственного в стране, специализировавшегося на подготовке на вертолёты МИ-8 и МИ -24). Город Пугачев потерял 500 рабочих мест для гражданских лиц, на 15 миллионов рублей «похудел» местный бюджет. Эта проблема остается обсуждаемой и очень актуальной и сейчас. Расформирование полка лишило местных мальчишек главного нравственного ориентира. Ежегодно на параде Победы  статно и красиво маршировали военные, демонстрируя четкий шаг и строгую выправку. Многие ребята выбирали для себя профессию военного лётчика, становились курсантами Сызранского вертолётного училища.
Неужели наш полк пропадет? Думаю, что в сердцах многих жителей города Пугачева теплится надежда на возрождение полка. И искренне хочется верить, что вместе с курсантами Сызранского военного института, чьим подразделением был полк, сюда вернётся и винтокрылая авиация...
 
И. Нугаева, руководитель музея ООШ № 4 
1280 просмотров

Комментарии